"Поездка на мотоцикле является тем самым компромиссом, который позволяет избежать ненужного комфорта в поездке и в то же время не терять лишнего времени на ожидание на станциях, посадках и пересадках. Мотоциклист открыт влиянию всех природных стихий – солнца, дождя и ветра, жары и холода – точно так же, как путешественники былых времен. Для путешествий пешком или на велосипеде нужно слишком много свободного времени, мотоцикл снимает эту проблему. Таким образом, мотопутешествие – идеальная возможность исследования, отличный инструмент познания и самопознания, даже, в каком-то смысле – аскетическое упражнение.
Не только прагматические задачи заставляют человека пуститься в дорогу, есть некая потребность души — путешествовать. Поводы и предлоги могут быть самыми разными, но человек со времен Авраама и Одиссея отправляется в путь. И пишет об этом. Древнейшие книги человечества говорят о странствиях. И это не случайно. Путешествие, паломничество, странничество – три важнейшие ступени познания и самопознания. Есть еще варианты невольных скитаний и кочевой жизни, но часто невольное становится добровольным, бывает, что путешествие перерастает в паломничество, а паломник по святым местам становится странником в том смысле, который подразумевал апостол Павел, говоря, что мы не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем (Евр. 13, 14). Странничество же, как полное отрешение от земных привязанностей и страстей, православными святыми отцами-аскетами считается одной из труднейших добродетелей. Однако, связь путешествия и духовного роста отнюдь не автоматическая.
Очевидно, что массовый туризм и современная индустрия путешествий основаны на идеях развлечений и удовольствий. Да и езда на мотоцикле не всегда делает человека лучше, паломничество (и мотопаломничество ) не дает индульгенции и билетика в рай, а мнимый странник может оказаться всего лишь бродягой и попрошайкой. Чтобы перемещение в пространстве вело к чему-то большему, чем обозрение достопримечательностей, важно жить жизнью Церкви и не слишком доверять себе, иначе можно легко принять еще только искомое за обретенное, а сатану – за ангела света, по выражению того же апостола Павла. Как и все в этом мире, мотоцикл и дорога – инструменты, которые можно использовать как во благо, так и во зло. И есть лишь два достоверных критерия, которые показывают, куда в действительности направлено твое земное странствие – Евангелие Христово и опыт Православной Церкви".
Архимандрит Герасим (Шевцов)
АНО «Паломнический центр»