- Евгений, расскажи, кто они такие, российские мототуристы?
- Российские мототуристы самый многочисленный и самый титулованный народ этого направления в мире. До 1973 года дисциплина имела государственную поддержку, и мы занимали все призовые места на официальных соревнованиях по мототуризму. Сейчас мототуризм развивается в геометрической прогрессии и на сегодняшний день в России насчитывается около 25 тыс. человек активных мототуристов. Ну, а мотоциклистов в стране миллиона два. Ни одна страна в мире не может похвастаться таким количеством. Безо всяких дифирамбов в адрес России мы самые безбашенные и интересные мототуристы. У нас очень интересные и рискованные маршруты и по России, и за рубежом, и кругосветные.
- Я много читаю о поездках мотоциклистов по Европе, но вот про путешествия по России у нас обычно идет сплошной негатив. Плохие дороги, нет сервиса и прочие опасности. Все очень плохо. Так ли это на самом деле?
- Дорога она и есть дорога, где то лучше, где то хуже. И в Европе встречаются плохие дороги. Люди ездят везде и много. А негатив исходит по той причине, что российские мотоциклисты себя не очень любят, к иностранцам относятся с теплотой, а вот на российские реалии смотрят сверхкритично, как и на своих коллег мотоциклистов. В обсуждениях в интернете могут запросто заклевать новичка. Почему так происходит – не понятно, какая-то наша не совсем лучшая национальная черта. Но, тем не менее, все едут и порой очень далеко.
- Сколько ты сам по России проехал километров?
- Да не считал вообще, лет 20-25 активного мототуризма. До Владивостока еще не доезжал, больше привлекали южные маршруты. Все мототуристы разные, разные мотоциклы, стиль езды, разные интересы. Маршрут зависит от того, на чем ездишь и куда Тебе интересно ехать.
- Для «эндуристов» плохая дорога это подарок. Для людей на «туристах» и «чоперах» все-таки важно, чтобы покрытие было хорошим и путь комфортным. Где у нас в России комфортные трассы? Есть маршруты, где можно прокатиться с удовольствием?
- Три трассы есть. Москва-Брест, на ней наши мотоциклисты любят нормативы всякие отрабатывать - железные ж*пы, русская верста. Вторая - М4 (федеральная автомобильная дорога М-4 «Дон»), в принципе неплохая. Сейчас, когда мы «Кубок Гагарина» в Питере проводили, увидели, что сделали очень комфортную дорогу до Санкт-Петербурга. Наверное, она сейчас самая лучшая из всех для короткого дальнобоя.
- Какой маршрут подойдет для начинающего мототуриста? Ну, вот хочется куда-то поехать, но пока еще не ездили по России, не знаешь чего ожидать. Чтобы было интересно и безопасно?
- До Питера, до Минска, если москвич. Есть «бетонка», она не так загружена, очень приятная и красивая дорога. Уйти по любому шоссе до «бетонки» и по ней вокруг Москвы крутануть. На круг будет как раз километров 400-600.
А вообще выбираешь любое направление и вперед, 100 км проехал для начала, туда и обратно, уже все понятно для себя будет.
- Когда люди едут на мотоцикле в Европу, у них есть определенный план путешествия. Они знают, что можно зайти на букинг (www.booking.com), зарезервировать определенные отели по пути следования и т.п. Я не говорю, что у нас такого нет, просто это известно, в Интернете доступно много информации и советов по мотомаршрутам. Как с этим обстоят дела в России, особенно если отъехать от Москвы больше чем 300 км? Ведь об отсутствии сервиса у нас издревле слагают былины.
- Сейчас не плохо.. Сейчас инфраструктура до Владивостока нормальная. Мы делаем свою базу и карту, есть клубные места, есть друзья, есть возможность вписаться (остановиться на ночь - прим. автора) у мотоциклистов, все обмениваются информацией. Лучше всего в России работает мотоциклетное сарафанное радио. А в целом, для путешествий по России – тот же букингком. Там есть все места для остановок, включая маленькие мотельчики. Мы развиваем это направление с центром мототуризма в Московском Байк-Центре, где есть все необходимое для российского и иностранного мототуриста: охраняемая стоянка, место ночевки, мастерская и т.д. Причем есть возможность выбора: остановиться платно гостевых Байк-Центра, (у нас несколько уникальных по дизайну номеров, с завтраками и утренним кофе), или переночевать бесплатно, поставить палатку на территории. В Москве у нас мотопутешественник не пропадет и будет сыт.
- Ну, в Интернете можно было бы собрать какие-то точки интересные для российский мототуристов?
- Мы работаем над этим. Сотрудничаем с государственными организациями, которые развивают внутренний и въездной туризм в Российской Федерации. Были попытки формирования инструкций, приложений для мотоциклиста, но на практике оказалось, что это вообще не работает, не пользуются ребята «подсказками». В этом плане в России работает только сарафанное радио, как я уже говорил. Главное конечно практика. Мы прорабатываем большое количество интереснейших маршрутов по стране, легендами которых может воспользоваться любой. Свои маршруты мы стараемся делать смысловыми и познавательными.
- На вашем сайте Федерации мототуризма есть какой-нибудь форум, куда можно прийти новичку и получить совет от опытного путешественника? Можно ли найти себе там компаньонов в путешествие? Или чужого человека с улицы не возьмут?
- Почему-то форумы тут не работают, я, по крайней мере, видел мало позитивных. Когда новичок придет и спросит, - хочу до Владивостока поехать, - его заклюют тут же, найдут к чему придраться. А вот группы в соц.сетях развиваются активно и там аудитория более лояльная и это работает лучше. А мы помогаем всем мототуристам, наши контакты есть на сайте и ни одну просьбу мы не оставили без внимания.
- Если со мной что-то случится в дороге, а у меня есть Интернет и я в группу напишу, может кто-то откликнуться?
- Откликнутся, сто пудов. А потом тех, кто едет далеко, мы снабжаем по запросу специальным устройством – трекером SPOT. Это лучший треккер на сегодня. Он отправляет сигнал бедствия через спутник на связанный с ним номер. Так наш мотопутешественник Олег Харитонов попал в Лаосе в происшествие, упал и сломал руку. Лежал в канаве и не мог до телефона доползти. И благодаря этой штуке его нашли оперативно и оказали помощь. И если мы видим, что человек отправляется явно в рисковое путешествие, мы обязательно стараемся его до максимума обезопасить. По возможности, конечно.
- Когда я купила мотоцикл, столкнулась с проблемой страховки. Компании неохотно страхуют мотоциклистов и технику. А если и делают это, то втридорога. Есть ли у вас какие-то советы на тему страхования?
- Страховые компании очень опасливо относятся к мотоциклистам, потому что понятно, мотоцикл это средство передвижения достаточно опасное и рискованное. Однако есть компании, которые страхуют мотоциклистов и случаи показывают, что эту страховку лучше все-таки брать. Человек сам решает, надо ему страховаться или нет. Лично я скептически отношусь к страховым компаниям. Однако, когда тот же Олег в Лаосе попал в аварию, страховая компания отработала на 5+ и оплатила все лечение полностью. И даже пошли за рамки своих обязанностей, привезли к нему его жену, помочь в уходе на первое время. Здорово, что кто-то работает над имиджем. Так что, смысл в страховании всё-таки есть.
- Чего вообще нужно опасаться, когда едешь по России? Европа считается в плане путешествий безопасной. Везде полиция, камеры, скоростной режим и строгие законы. Чего стоит бояться у нас сейчас? Для многих из нас - если ты выехал за пределы Москвы и области, то начинается «темный лес». Я просто вспоминаю имидж 90х - подрезали, тормозили, грабили и т.д.
- Подрезают на дороге, начинают соревноваться. Хотя сейчас каких-либо явных опасностей для мототуриста я не вижу. Ну а случаев много всяких бывает. К примеру, «классика дорожного жанра» - какое-нибудь придорожное кафе, сидят пьяные люди и начинают задавать вопросы: «Сколько жмет, прет, стоит? А дай прокатиться?!», конфликтуют. Радует что автомобилисты, стали цивилизованнее. Ну, а вообще конечно две беды в России по Гоголю: «дураки и дороги». Но дураки есть везде, и в Европе, и в Азии тоже, это мировое движение и надо заметить, что есть страны совсем безголовые в плане культуры вождения.
- Понятное дело, что ехать группой в путешествие, более безопасно. Можно друг друга подстраховать. Если человек едет один, есть ли для него важные советы от Федерации мототуризма?
- Ну, во-первых, надо навыки иметь «дальнобоя». Не стоит в большое путешествие отправляться, не управляя мотоциклом хорошо. бязательно посетите автошколу, послушайте лекции по безопасности, по оказанию первой помощи. Если нет такой возможности, поможем. У нас на связи всегда есть специалисты. Во-вторых, обязательно имейте аптечку. По России одному ездить можно, и ничего особо страшного в таких путешествиях нет. У нас есть человек, он много лет, регулярно ездит в путешествие Москва-Владивосток один, ему нравится. Как-то проехал это расстояние за 6 дней.
- Что брать с собой в мотопутешествие? Я понимаю, что брать в Европу, - кредитную карточку. Но, так как у нас страна большая, разная, как минимум разный климат на ее частях. Понятно, что мотоцикл сильно не нагрузишь, но что-то необходимое нужно взять обязательно. Что именно?
- Карточку и желательно больше денег на ней. Так же как и везде. Все что нужно в дороге, подъехал и закупил. Потому что куча примеров есть, когда люди берут с собой, якобы необходимые вещи. А по дороге просто выкидывают все это, так как не пригодилось, да и мешает лишний груз. Ехать лучше налегке! Важно взять: аптечку, дождевик, бахилы (есть для мотоциклистов специальные, хорошие), термобелье и термно-носки (чтобы ноги сухие были). Ну и шлем хороший взять в дорогу не помешает.
- Защита мототуриста. По Москве кто-то ездит в шортах и сандаликах, кто-то надевает очень много защиты. Какую защиту надевать в путешествия и брать ли что-то дополнительное/запасное с собой?
- Тут у всех по-разному и это личное дело каждого. Если про себя говорить, то у меня в жизни не было защиты, я ее не понимаю. Кто-то наоборот пакуется как робокоп в полную экипировку. Чаще всего это новички, наверное, это нужно и правильно. Опытный мотоциклист ездить уже умеет, понимает как, и со временем, часть защиты уже повыбрасывает. В ней тяжело и не очень удобно ехать на дальние расстояния по мне. Но минимум, конечно же, защита нужна: ботинки, шлем. В путешествии важнее термобелье хорошее. Более того, его наличие позволяет ездить в путешествие зимой. А главная рекомендация по защите – скорость. Если ехать по правилам, шанс попасть в неприятные ситуации очень не велик. И если видишь опасность, нужно остановиться до полного и не исполнять Ники Лауду. Меня это выручало много раз. И еще никогда не соревноваться с дураками в скорости.
- А на каких мотоциклах зимой в мотопутешествие ездят?
- Да на разных. В основном это Гусь (BMW 650-1200 GS), KTM, на разных эндуро ездят. Если вспоминать того же Олега Харитонова, то у него легкий BMW Xchallenge. Он на нем попадал в Сибири в мороз под -30. Начал падать через каждые 100 метров, гололед. Остановился в Барнауле, сделал с приятелем себе «коляску» из холодильника и приделал ее к моту. Таким образом, доехал с этой «коляской» до Владивостока. Зимой много кто путешествует. У нас есть Международный зимний мотоциклетный слет «SNOWDOGS» в Тольятти, «Самовар треффен» есть, вообще их штук пять где-то. Некоторые ориентированы на «уралистов», фанатов мотоциклов «Урал».
- На каких мотоциклах в большинстве своем ездят мототуристы?
- Ну, в основном самый популярный туристический мотоцикл это BMW GS 1200. Еще - КТМ, Honda Varadero, Honda Africa Twin. Мне нравятся путешествовать на японских чоппероидах, они надежные очень, например Yamaha XVS 1100. Недавно открыл для себя преимущества двухлитрового Yamaha V-Max. Моя легенда – Харли-Дэвидсон, в очередной раз встала на трассе и приятель поделился V-Max, чтобы я мог продолжить маршрут. Очень понравился мотоцикл в маневренности и управляемости. Еще мы разработали новый русский мотоцикл и его презентация состоится в рамках Международного Байк-Шоу в Севастополе 22 августа 2015. Хочется верить, что он придется по душе российским мототуристам. Это мощный и очень продуманный мотоцикл и стоить будет не каких-то запредельных денег.
- А на русских мотоциклах, на Уралах, например, ездят?
- Да, ездят. Сейчас же неплохой есть Урал gear-up, «американская версия», поставляется на Америку и Европу и стоит он как мост из чугуна - 14 тысяч евро, с его-то технологиями 1938 года. На мой взгляд - сомнительное вложение. Его может себе только богатый человек позволить, тот у которого есть и другие мотоциклы, просто ностальгировать. Зимой на Уралах много ездят. Если брать старые Уралы и их модификации, то их еще в стране хватит лет на 80. Те, кто ездит на старых, набирают в дорогу с собой запчастей и периодически ремонтируют по дороге. А он все равно продолжает разваливаться.
- У Федерации мототуризма есть представительства в других городах?
- Да, 62 субъекта Российской Федерации у нас. Это и помогает взаимодействию. Общение, взаимопомощь, небольшой ночлег, какие-то стоянки и места - все это, как раз происходит между региональными отделениями Федерации. Для этого и создано общественное объединение мототуристов.
- Любой человек, захотев получить помощь поддержку по ходу маршрута, может на нее рассчитывать? Как вступить в Федерацию, чтобы такую помощь получать?
- Вступать никуда не нужно. Контакты есть, люди звонят, а мы помогаем. Независимо от статуса, мотоцикла и маршрута. Если именно состоять в Федерации мототуризма, то тут есть два направления. Одна составляющая - культурно-историческая, вторая - спортивная. Спортивная - это моторалли, дисциплина мотоспорта, которую мы активно развиваем. Все спортсмены, которые проходят то или иной маршрут, оформляют его должным образом и присылают нам результаты - отчет. Мы проверяем, присваиваем маршруту категорию и выдаем удостоверение спортсмена-мототуриста России и маршрутную книжку для фиксации настоящих и будущих маршрутов. Это, опять же, кому надо и не обязательная процедура. Это не стоит никаких денег. Моя позиция – развитие в мототуризме для российского путешественника должно быть бесплатным, это социально значимая дисциплина и служит делу развития межрегионального и международного общения.
Мотопробег, мотопаломничество, мотопутешествие – уникальный вид народной дипломатии. Мотоцикл - это интересно, он сближает людей, люди общаются, вместе делают дела. Благодаря нашим мотопробегам между собой знакомятся мэры городов и регионов, настоятели монастырей и просто люди из разных уголков мира... Христоматийный пример – мотомарш «Дороги Победы», когда простой, казалось бы, мотопробег превратился в национальное движение и люди России переживали за нас, как за некую национальную спортивную команду. И когда все-таки мы дошли до Берлина, вся страна кричала «Прорвались!». А наше Байк-Шоу это уже некий саммит патриотической части российского общества и столько примеров конкретного сотрудничества можно привести… Например, мы инициировали международный, на то время, договор о побратимости Севастополя и Сталинграда, он был подписан ровно на Байк-Шоу. Во всех наших мотопробегах и паломничествах есть свой смысл и миссия. Мы стараемся сближать людей, организации, российское общество в целом.
- А есть ли соревнования между мототуристами?
- Конечно, это как раз моторалли. Обычно путают дисциплины мотоциклетного вида спорта, думая, что это замкнутая трасса. Мототуризм – это дороги общего пользования, где спортивная трасса невозможна априори. Мы не можем человека обрекать на какие-то гонки, не дай Бог, что-то случится. В моторалли есть этапы. Например, маршрут пошел Москва - Смоленск - Минск - Брест. Организаторы делят его на несколько этапов, и на каждом из них, дорожные комиссары на маршруте ставят оценки-баллы каждому участнику за прохождение этапа по 6 критериям, после чего на финише определяется победитель.
- Какие-то бесплатные мероприятия у вас проводятся для молодежи, чтобы увлечь их мототуризмом, мотоциклами в целом? В Интернете много молодых ребят собираются у себя в тематических группах, обсуждают что-то, но о каких-то мероприятиях для них, а особенно если они бесплатные, известно крайне мало.
- Мы сотрудничаем с большим количеством центров социальной защиты, детскими домами, интернатами, детскими приютами. Делаем детские мероприятия в Байк-Центре, самым ярким из которых являются Детские Новогодние Елки. Недавно прошло мероприятие по безопасности движения, на которое мы пригласили проблемных подростков Москвы.
Мы хотим просто увлечь их, вытащить с улицы, от наркотиков, криминальных альтернатив и прочей дребедени. И примеров масса, у нас в клубе («Ночные волки») выросла масса народа из таких подростков.
Есть у нас проект «Школа мотоцикла». В декабре 2014 мы представили «Севастопольскую школу мотоцикла», которую создали вместе с Домом Москвы и его руководителем Ткачом И.П. (за что ему большое спасибо). Это школа для подростков разного возраста, которым интересен мотоцикл и мир мототуризма. Дети занимаются в школе на бесплатной основе. В планах создание подобных школ по всей стране и за рубежом, для наших соотечественников, проживающих вдали от Родины.
- А кто может приехать туда заниматься?
- Да кто угодно, севастопольские ребята и девчонки. Мы не подразумеваем сбор никаких денег, стараемся вытягивать своими ресурсами как можем и стараемся сделать так, чтобы это стало интересно городу и региону, для того чтобы потом передать процесс в ведение соответствующих государственных ведомств. К сожалению, не можем принять всех желающих пока что, поскольку это количество очень велико.
- Это будет в том же месте, где проходит Байк-Шоу в Крыму?
- Это там и есть. Гора Гасфорта на трассе Севастополь - Ялта, - месте проведения ежегодного Байк-Шоу. Часть методических занятий проходит в Балаклаве на базе балаклавской школы №33 - ОФП и начало знакомства с мотоциклом. Там есть закрытая площадка для начинающих. Ребята поопытнее занимаются на Гасфорте, где оборудована специальная трасса и есть все необходимое для обучения.
- На будущее там планируется детский мотоцентр? Просто об этом никто даже не рассказывал, что в Крыму детская мотошкола у «Ночных волков». В СМИ в основном пишут, что бесплатно достался кусок шикарной земли этой организации и т.п.
- Детский мотоцентр работает уже год. Про то, что «волки» взяли землю... Была заброшенная территория со старым рудокомбинатом. Мы пришли, «раскачали» это место, с 2009 года проводили Байк-Шоу, которое определенно внесло свою значимую лепту в дело возвращения Севастополя домой, в Россию. После этого тамошняя земля тут же сразу стала всем интересна. Тут же появились какие-то интересы и внимание. Пошли какие-то суды и пересуды, которые очень сильно забирают наше время и мешают нам заниматься реальным делом, теми же детьми.
- Что объединяет «Ночных Волков» и Федерацию мототуризма России?
- Федерация мототуризма России была создана мотоклубом «Ночные Волки» в 2013 году для развития проектов в области мотоциклетного туризма. На базе клуба создали организацию, которая и занимается именно одним из направлений мотоциклетной жизни - мототуризмом.
- Мототуристы России соблюдают ПДД?
- Конечно же нет, зачем я буду лукавить. Многие нарушают, платят штрафы. Другое дело, что тяжелые формы нарушения ПДД - это недопустимо. К примеру, езда в нетрезвом, и еще хуже наркотическом состоянии. Пьяным ездить - убиться.
- Я знаю, что у вас сейчас проходит пробег «Дороги Победы. На Севастополь!». Это организовывает Федерация?
- Да, Федерация, «Ночные Волки», Боевое Братство, Русские мотоциклисты и множество других общественных организаций, которые нам помогают. Главная цель Мотомарша — увековечивание памяти героев Великой Отечественной войны и укрепление дружественных отношений между участниками. Сегодня мотомарш «Дороги Победы» и ежегодное патриотическое Байк-Шоу становятся национальным движением. Уже стартовала колонна из Бреста, в составе которой мотоциклисты Словакии, Польши, Австрии, Германии, Нидерландов, Сербии и других стран. Это наши друзья и люди, которые помнят о героях Великой войны, где плечом к плечу сражались бойцы Войска Польского, Красной Армии, армии Людвига Свободы и других национальных освободительных движений Европы.
- Ну и напоследок. Какие самые красивые места в России стоит посетить туристу на мотоцикле?
- Море мест. Кострома, Суздаль, Ростов, Москва, Поволжье, Черноземье, Сергиев-Посад, Дивеево, красоты Урала, Карелия. Я уже молчу про Байкал и Камчатку. Выбирайте, кому что нравится. Любой маршрут, когда ты по нему поедешь, удивит тебя. Увидишь много невероятных мест. А ведь сидя дома, ты даже и не догадывался, какая красивая у тебя страна.
Издательство
«Комсомольская Правда».
Об этой увлекательной и экстремальной дисциплине мотоциклетного вида спорта, о российских мото-путешественниках мы поговорили с председателем Федерации мототуризма России Евгением Строговым.
Сейчас мототуризм развивается в геометрической прогрессии.
Не стоит в большое путешествие отправляться, не управляя мотоциклом хорошо.
Опытный мотоциклист ездить уже умеет, понимает как, и со временем, часть защиты уже повыбрасывает.
Когда люди едут на мотоцикле в Европу, у них есть определенный план путешествия
В последнее время в моде тенденция не только ездить на мотоцикле по городу, минуя пробки, но и отправляться в дальние путешествия.
Дорога она и есть дорога, где то лучше, где то хуже.
Федерация мототуризма России была создана мотоклубом «Ночные Волки» в 2013 году.