«Где проходит главный рубеж обороны? Где находится последняя красная линия перед грядущим апокалипсисом? Где идёт тот главный бой, поражение в котором обессмыслит все наши победы?»
Это вопросы заданы не в ситуационном центре Министерства обороны. Это не размышления вслух военных аналитиков и стратегов. Не теоретические задания на учебных занятиях командующих теми или иными подразделениями.
Эти вопросы задают детям в своём байк-центре "Ночные волки". И вместе со школьниками, пришедшими в мотоклуб, чтобы отпраздновать конец учебного года, переход из начальной школы в среднюю, ищут на них ответы. Выпускной вечер с Ночными волками - это уже традиция. И настоящее событие, которого ждут и потом не вспоминают, а попросту не забывают.
В Москве есть знаковые адреса. Москва, Кремль. Охотный ряд, 1, Большая Никитская, 13, Театральная площадь, 1, улица Воздвиженка, 3... Госдума, Большой театр, консерватория, Ленинская библиотека... Этот адрес знаком и дорог театралам, тот - несчастным ходокам, не могущим попасть на приём к своим слугам-депутатам, этот- учёным, перебирающим книжные и электронные фолианты...
Адрес - Москва, Нижние Мневники 110 - культовый. Байк-центр знаком по всей России любителям, ценителям вольного ветра, больших скоростей, воздуха, свистящего в ушах. По этому адресу уже много лет священнодействует единственный в мире мотоклуб, который является не только спортивным, техническим образованием. Но интеллектуальным и культурным событием, потому что основали его люди разных национальностей, но все - широкой русской души, которой тесно в рамках клуба, проекта... Вот и Александр Хирург, собрав байкеров, ощутил, что просто ездить, как бы виртуозно ни научился это делать - недостаточно. Скучно даже. Хотелось не только рева мотора, скорости. Но и для души - красоты, доброты, любви, благородства, творчества, преодоления, энергии, устремления в будущее.
В чём и где это можно и воплотить, и почерпнуть? В детях. И много лет назад Хирург со своими товарищами, оборудовав в окраинном, захламлённом месте Москвы свой байк-центр, облагородив - озеленив, вычистив, стал устраивать праздники не только для себя, реализуясь в своих увлечениях мототехникой, но и для окрестной детворы. Обустройство клуба проходило в лихие девяностые, когда дети были предоставлены сами себе, а некоторые родители мало, что могли дать окраинной ребятне. Это сейчас Мневники - престижный район, привлекательный порой излишне, а тогда- окраина, запустение.
И молодые парни-байкеры поняли, что надо действовать здесь и сейчас. Потерянное поколение- это потерянная страна.
Под предводительством Хирурга Ночные волки стали целить заболевшее общество, самую незащищённую, хрупкую, восприимчивую к недугам его часть - детей. Сладкими пилюлями - праздниками: новогодними представлениями, летними выпускными празднествами. Физической терапией - привлекая детей к посильной работе в центре.
И вот уже на «волчьи» феерические действа едут со всей страны. Особо везучие- московские четвероклассники, которым удаётся заполучить пригласительные не только на новогодние представления, но и на выпускные начальной школы.
Времена года - это времена года. Зима - не лето. Лето - не зима. Свои законы, свои радости. Выпускные в байк-центре - это не просто созерцание красивого представления, не только сопереживание героям и неприятие антигероев, не только ненавязчивое воспитание и образование, как бывает на новогодних ёлках. Это ещё и общее дело, командная игра.
…Перед чудо-воротами байк-центра столпились дети, у каждого на голове повязка-бандана того или иного цвета- опознавательный знак команды их класса. Из врат выходят киборги, начинают бить в огромные барабаны. Грохот барабанов вызывает всполохи огня - феерия началась. Ведущий обращается: «Дорогие дети, сегодня вас встречает город безумного Макса, город волчьего братства, город скорости, огня и металла, мир изобретателей и мечтателей, построенный руками русских мотоциклистов. Выпускники, вы уже взрослые, вы справитесь на выпускном без родителей?»
Вопрос излишний - в ответ громогласное: «Да!»
Дети готовы к самостоятельным деяниям.
Ворота распахиваются, и поток школьников, словно бурная река, несётся на площадку, где всё готово к многообещающему празднику. И пока стекаются на место встречи с незабываемым, узнают, что «Байк центр - это неповторимый город с невероятными сказочными объектами, движущимися огнедышащими декорациями и мутирующими машинами. Город энтузиастов, романтиков, экспериментаторов и патриотов, логово волков и стихия металла».
Школьники разбиваются на группы. У каждой - свой наставник, старший товарищ. Это молодые ребята и девушки в камуфляжной форме - словно ополченцы. Детям объясняют, что они должны слушать команды: звуковые сигналы, знаки, подаваемые наставниками, или построиться, или собраться вокруг него, чтобы узнать дальнейшие действия. Дисциплина как часть игры.
Группы получают первое задание - выбирать капитана, придумать название команды. Собрались в кружок, спорят, решают- кто? Казалось бы, мелочи. Но в этих деталях – огромный смысл. Воспитательный, назидательный. Дети должны быстро самоорганизоваться, прийти к общему мнению - кому они доверяют вести себя к победе через испытания- соревнования и викторины. Их несколько. В каждой - не просто задание, которое надо выполнить, проявив смекалку и сноровку, но и зашифрованный воспитательно-познавательный смысл. Например, оборудование одной из викторин - в цветах российского флага.
Главное испытание, через которое проходит каждый участник - «не урони знамя Победы». С красным знаменем в руке нужно пройти над воображаемой пропастью - по бревну, не оступившись, не уронив флаг, и донести Победное знамя до цели. Страсти нешуточные кипят. Возгласы радости, вскрики от неудач. Настоящее общее дело: успех одного - успех всех. Неудача одного- неудача всех.
Ребятам сообщают, что в городе случилась беда –байк одного из обитателей Города Безумного Макса исчез. «А без мотоцикла город уснёт вечным сном. И только вы можете помочь. Нужно найти детали и собрать мотоцикл». Дети громогласно выражают своё желание действовать. Отыскав по подсказкам детали, нужно принести их мастеру, определить, что это за деталь.
Все справились с заданием, всё найденное мастер грузит на тележку, увозит, чтобы собрать мотоцикл.
В это время откуда-то с небес на площадку выдвигается дракон, который дышит огнём и сулит беды ребятам, стране.
Я есть вселенское исчадье зла,
Я наслаждаюсь выбранной долей-
Шестую часть земли испепелить дотла,
Усеивая мёртвыми костями поле.
Ведущий призывает «всем классом, всей школой, всей страной» дать ему отпор. Все дружно встают под знамёна добра и улюлюканием гонят чудище прочь с нашей земли.
Ведущий поощряет детей за их победы – за одоление чудища, которое отступило перед их напором, за успешное провождение испытаний. Спрашивает, каких русских полководцев- победителей они, сами победители, покуда ещё только викторин, знают. Кто самостоятельно, кто с подсказкой родителей называет имена, и все вместе, хором повторяют имена героев - полководцев.
А вот и мотоцикл, который помогли собрать дети- выезжает на площадку, и мотоциклист выделывает фигуры высшего пилотажа. Дети видят плод своей смекалки и труда - с помощью чего они разыскали упрятанные детали и притащили их мастеру, собравшему мотоцикл, потому ревут от восторга - это их заслуга.
Но вдруг чудище вновь появляется и злорадствует: «Рано разуетесь. До Победы вам ещё далеко. Чтобы добыть Победу, мало собрать мотоцикл и разбудить город, вам ещё предстоит разбудить Россию и победить в бою. А до этого далеко. Сейчас вы собрали только мёртвые детали, этого мало. Чтобы мотор заработал, в него нужно вложить душу. А дух живёт там, где Победа. Нет духа, нет Победы. А не будет Победы, значит будут дно».
Ребята, успешно пройдя очередные испытания-викторины, узнают, что «Победа даётся через испытания, через преодоления. А душа живёт в каждой нашей машине. В каждом мотоцикле, в каждой технике Байк-Центра, потому что душа есть у нас. А значит мы победим!»
И победить, в чем уже убедились школьники, можно только всем вместе, выполняя задания. Ребята к этому готовы. Они уже одушевили мотоцикл. Они разбудят и спящую царевну- прекрасную Россию.
Представления в центре "Ночные волки"- это невиданная, уникальная, в единственном числе машинерия. Каждый механизм- будь то избушка на курьих ножках, дракон, печь, - это символ добра или зла, ассоциация с победой или преодолением. Эти байк- шоу – настоящие театрализованные представления. А по законам театра, если на стене висит ружьё, оно должно выстрелить. Так и здесь – вся машинерия «стреляет» и попадает в цель- доносит ту или иную мысль, возбуждает то или иное чувство.
Вот на площадку в пасти гигантской механизированной рыбы в сопровождении пиратского корабля прибывает сундук, в котором- главные сокровища, то, что дороже всего каждому человеку.
Но сундук не откроется, пока дети не угадают, что - главное сокровище? Наперебой выкрикивают: мама, папа, любовь, дружба. Все ответы- правильные. Но главное- Родина. И звучит песня «Широка страна моя родная».
Во время представления на площадке - герб: снопы колосьев, перевитые лентой- как в гербе Советского Союза, а в середине- двуглавый орёл.
На площадку на мотоцикле выезжает Георгий-Победоносец, возносит герб:
Держись, шестая часть планеты,
Не зря нам Родина свила
В гербе Империи Советов
Гнездо двуглавого орла.
Преемственность истории, единство государства.
Перед ребятами на протяжении представления чередой проходят сказочные герои, фантастические чудища, военная техника- самоходки, «Катюши». И вот в финале- атомоход - ковчег «Победа». На носу корабля стоит прекрасная пробудившаяся ото сна Россия, за ней– монумент «Родина-Мать зовёт».
Голос из выси:
С небес в арктические льды,
Туда, где станет ратным полем
Под красным всполохом звезды
Непобедимый русский воин.
Где каждый айсберг, как «Варяг».
И с бурым белые медведи
Поднимут вместе русский флаг.
И мир поклонится Победе.
А вот и волк, герой сказок, спаситель русского царевича, выходит к детям:
Кого Победа любит, вы скажите,
Кому она в сражении дана?
И знает каждый на планете житель -
Она в Россию нашу влюблена
Победа любит Русского солдата
За то, что он идёт отважно в бой,
За то, что он России служит свято
И за Победу жертвует собой.
И вы поймёте сказочного волка
И я хочу вам, школьники сказать,
Что можно в сказке подарить Победу,
А в жизни можно – лишь завоевать.
Праздник- с перерывом на обед- длится несколько часов. И ни минуты бездействия, скуки. Ритм, познания, эмоции. Всё это - не в виде лекции-политинформации, а в доступной для детей, интересной, увлекательной форме, в красочном действе, в котором ты- не простой созерцатель, а участник, и от тебя зависит, как будут протекать события: будет ли победа у тебя, у твоей команды, у страны. Идёт разговор о родине, о войне, о Победе. О том, что дорого, что надо защищать и отстаивать. Наставники, ведущие задают детям вопросы, что такое хорошо и что такое плохо- и ребята дают ответы, сами делая выбор.
Дети хотят, чтобы не было войны, но для победы они должны действовать вместе, должны и преодолевать зло. Должны помогать друг другу и защищать прекрасную царевну- страну. Даже если устали, надо найти в себе силы, чтобы победы достичь, не подвести друзей.
И у них всё получилось. Они- победители.
Дай Бог нам, взрослым, перенять эстафету победителей у наших отцов и дедов. И у наших детей.