«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»
Евгений Шварц
Интересно сколько вы сможете назвать современных произведений для детей и подростков, которые были бы не калькой с иностранного источника и несли в себе мудрость, а не развлечение в лучшем случае, в худшем - беспутство?
Я лично с трудом могу назвать такие. Да и общение с детьми и подростками это подтверждает. Засилье дешевых копий классических произведений, бестолковых и развратных сценариев, наверное, не очень пугают подрастающее поколение, но точно должно беспокоить их родителей и взрослых, которые не хотят в один прекрасный момент проснуться в зазеркалье, где добро и зло не просто перепутано, а целенаправленно изменено. «Рецепты приготовления» и попадания в эту страну неоднократно описывала русская литература. Как вы можете догадаться это отнюдь не волшебные снадобья из любви, красоты, чести и совести. Здесь необходимо «одно или два поколения разврата; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, - вот что надо! А тут еще «свеженькой кровушки», чтоб попривык…» (Ф.М. Достоевский «Бесы»).
Кроме подмены общечеловеческих ценностей, идет целенаправленное изменение внутреннего мира русских, идет высмеивание и уничтожение России как страны, причем и здесь не происходит ничего нового, если знать историю. Русские и западные мыслители в своих работах всегда затрагивали Россию и ее путь. И у тех, и других можно найти работы как по уничтожению/поглощению страны, так и по ее избранности (Heartland) и инаковости (православие).
Оценивая происходящее и понимая, что это все не ново, начинаешь искать противоядие и тут на помощь приходит мысль К. Льюиса «когда-нибудь ты дорастёшь до такого дня, когда вновь начнёшь читать сказки», потому что любая сказка не знает границ, она создана для всего человечества и в ней таится мудрость предков.
Во все времена и у всех народов при формировании реальности у детей мудрецы и талантливые люди обращались к сказкам. Где, как не в сказке, можно выразить наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло. Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить, без сказки окружающий мир превращается для него в красивую, но все же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину ожить».
Если вы хотите в наше время окунуться в такую ожившую сказку, с приключениями героев и поучительным повествованием, то непременно сходите на детское представление мотоклуба «Ночные Волки» в Московском Байк-Центре, которое они проводят ежегодно в начале января.
Используя реалистичные и фантастические образы, актерское мастерство и всевозможные технические средства в оригинальном исполнении, сказка погружает зрителей в различные культурно-исторические эпохи и культурные традиции.
В этом году сказка с самого начала обращается к сокровищнице русского фольклора - «Лукоморью». «Кот ученый» здесь не только сказитель сказки, но и непосредственный участник происходящих на сцене событий.
Оживший волшебный русский лес с дубом-великаном и героями сказок решили поделиться со зрителями радостью и теплом от встречи Нового года, используя узнаваемые символы русского мира, и раскрыть глубину происходящих тогда событий. Казалось бы событий сказочных и давно минувших, но «бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (книга Екклесиаста).
Главный символ сказки — печка, выбран не случайно ведь вокруг нее строился весь быт русского человека. Печка не просто отапливает дом, но и создает уют и готовит горячую пищу. Причем последнюю нужно рассматривать не только для тела, но и ума. Об отношении людей к печи говорят такие ее названия как Царица дома и Божья ладонь.
Забота и мудрость русской печи и как она учит «уму разуму» популярная художественная форма народного творчества и является сокровищем народной культуры.
Но как только герои нашей сказки раскрыли главный секрет русской печи:
«Печь всему голова! Печь в избе нашей сердцем будет! Невиданный огонь горит в ней. Дух там наш русский. Сила в ней и спасение»
и ее роль в жизни России и мира
На печку русскую к Емеле
Погреться лезет белый свет
Планету тащим на буксире
И выпекаем калачи.
И лучше русской печки в мире
Еще не сделано печи...
Ты была земли оплотом
Доброй матушкой слыла
Нам дарила ты заботу
По-другому не могла!
Мать Россия – печь планеты
Это твердо заучи!
Все, что есть на свет этом
Начинается с печи
так им тут же пришлось столкнуться с желанием заморской нечисти создать в русском лесу неуправляемый хаос и погасить огонь в печи, который согревает не только тело, но и душу.
На печке греются Емели.
Не в лени дело, дело в том,
Что печь стоит на параллели
Как раз в сечении золотом.
Но печка эта мировая
Нам надоела вкривь и вкось.
Она от края и до края
Мешает нам, как в горле кость...
Железной волею дракона
Мы печку русскую столкнем.
И крематорий Вавилона
На этом месте разожжем.
И вместо дров гореть в нем будет
Добро, любовь и прочий бред…
И замечательные люди
Пойдут дракону на обед.
Злодеев для этой операции вороги выбрали тоже символичных — жители дна и болота. Издревле болота, гнилая вода и высохшие деревья, вызывали у человека страх и неприязнь.
Появление этих злых героев в сказке наравне с добрыми показывают борьбу добра и зла, борьбу ценностей, и выполняют воспитательную функцию представления. Кроме того тьму болота, где торжествуют злые духи, можно противопоставить свету печи.
Когда со дна нам дует на Восток
И как-то неуютно в зимней сказке,
Клубок змеиный прямо нам в висок стреляет по
Чудовищной указке.
Также в вечную схватку «свет-тьма», «добро-зло» с помощью диалогов на актуальные темы зашита правда и справедливость человеческого бытия.
Комбинируя сказочные образы, освещается проблема не только и не сколько жизни героев сказки, сколько создается своеобразное отражение целостного бытия человека в культуре и мире, преподаются жизненные уроки. «Сказка своим образным и эмоциональным языком помогает уяснить сложные житейские отношения» (Л.С. Выготский).
Например попытка с помощью лести и ласки усыпить главного героя и погасить огонь в печи.
Не победить Россию в битвах.
Но у меня — подводных ход:
Уснет Емелька, как убитый,
Когда русалочка споет.
Ослепит русского героя
Смертельный блеск холодных глаз
Причем при блеске последних может в нашей реальности оказаться и блеском «виртуальных оков».
Чтоб вы забыли про свободу.
Иная светит вам судьба.
Из непокорного народа
Мечтаем сделать мы раба.
Из самой глуби океана,
Со дна, где сгнили якоря,
Из царства подлого обмана
Мы шлем вам нового царя.
Но даже если у злодеев получается обыграть одного героя, у них не получится реализовать задуманное зло там, где единство, взаимовыручка. Это ярко показано в сцене, где Емелю оживляют всем миром и герои сказки и зрители.
Так зрители не только видят и слышат, но и становятся причастными к доброму поступку — оживляют Емелю, а потом вместе с Волками добывают огонь с небес для печи.
Не мороз нам страшен, а печь остывшая. Вот где смерть всея Руси прячется.
Этот огонь, что в печи планеты горит неземной вовсе!
Путь на небо, кто осилит?
- Волки! Их мотоциклы как небесные колесницы -
Мчатся среди звезд, сея добро и наказывая зло!
Удивительно как через все представление протянута невидимая единая нить неземного огня, который видимо добывают герои в конце сказки из Божественной длани, и печи-сердца, которая хранит обладателя такого сердца и его родную землю.
Вооружись небесными громами!
Наш падший дух взнеси на высоту,
Чтоб человек не мертвыми очами
Мог созерцать добро и красоту...
(Н.А. Некрасов)