Вадим Строгов: «Я все еще в пути...»
03.04.2015 23:53:13 Ночные волки

Вадим Строгов: «Я все еще в пути...»

В середине сентября мотоциклисты из саратовского отделения Ночных Волков совершили необычное паломничество. «Русский путь» - так патриотично, по-славянски назвали они свое мотоциклетное путешествие к Куликову полю, куда отправились, чтобы почтить память святого воина-инока Александра Пересвета, погибшего 600 с лишним лет назад. Из путешествия они привезли икону преподобного Сергия Радонежского — дар Петропавловскому храму Троице-Сергиевой Лавры. Корреспонденты задались вопросами: "Чем живут эти здоровые, крепкие мужчины? Что заставило их отправиться за сотни километров? И насколько серьезно их увлечение православием?"...



О жизни саратовских Ночных Волков рассказал президент отделения Вадим Строгов.

Жизнь без масок

— Как и когда Вы попали в мотоклуб «Ночные волки»? Какие поиски вас привели?

— Я не пришел, я нахожусь в клубе с его рождения. Мой отец — Евгений Строгов — основал отделение клуба «Ночные волки» в Саратове в 1998 году, это был первый филиал «Ночных волков» в России. Само сообщество существует с 1989 года. После отца на место президента саратовского отделения пришел я. Никаких поисков, дум по этому поводу не было. Я считаю, что это чисто мужское занятие, и оно способствует внутреннему развитию.

— Основатель «Ночных волков» и его лидер — Александр Залдостанов («Хирург»). Многие рассказывают, что пришли в клуб услышав, узнав именно его, ощутив уверенность в том, что он говорит и делает. Всего в стране порядка 60 отделений мотоклуба «Ночные волки». Во главе каждого обязательно должен быть такой харизматичный лидер?

— Но вот я не харизматичный. Я не знаю... Я никогда не стремился быть лидером. В нашем сообществе никто ни за чем не гонится, не преследует никаких личных интересов. На людей не оказывается никакого психологического давления. Каждый здесь — добровольно. В этом и суть всего клуба: чтобы ты оставался самим собой, был тем, кто ты есть на самом деле и общался с людьми — без масок. Просто в любой, скажем, стае есть вожак, он должен быть, иначе получится сброд.

— Увлечение мотоциклами передалось Вам от отца, а к вере Вы как пришли?

— Я считаю, что если ты впускаешь Господа Иисуса в свое сердце, то Он направит тебя туда, где ты должен быть. В христианстве я вижу два пути: первый — тебя научили и сказали, что так «надо», второй — когда ты живешь во Христе. И такая жизнь — идеал, который всегда неизмеримо выше земной реальности. И если обратиться к Нагорной проповеди, то выйдет, что все мы живем неправильно, и что все должно быть иначе. Я верю во Христа, я люблю Его, хотя я и не был воспитан в христианских традициях: когда я был маленьким, я просто жил, крестик носил, и только когда я подрос — начал задаваться вопросами о бытии, о смысле жизни, о Христе. И я не могу сказать, что я к этому пришел, я все еще в пути.

Патриотизм плюс романтика

— Какие идеи скрепляют людей внутри вашего сообщества? Существует ли связь с Православием? Или православное вероисповедание — это нечто не обязательное для членов клуба, индивидуальное?

— Отношения в клубе построены на дружбе, на чувстве братства. Здесь общаешься с теми людьми, которые близки тебе по духу, — это и есть фундамент клуба. Основополагающие принципы «Ночных волков» — это то, что мы христиане, что мы за патриотизм, за Россию, за ее развитие. Но изначально все гораздо проще — людей к нам приводит не вера и не патриотизм, а страсть к езде, ко всей нашей клубной атрибутике. Какой мотоклуб, если у тебя нет мотоцикла, если тебе не нравится вся эта романтика дорог? Очень сложно разъяснить, в чем состоит удовольствие езды на мотоцикле, потому что это находится за гранью слова. Едете вы по улице, о вас разбиваются мухи, вы промокаете, если идет дождь, из-под машины, идущей впереди, летят камушки вам прямо в лицо, и, вообще, на мотоцикле вы будете почти всегда грязным, — и что в этом классного? Вроде — ничего. Но как только вы входите в какую-то гармонию с ветром, в гармонию с природой, то на все эти неудобства начинаете смотреть, как на часть пейзажа, и вот тогда, наконец, испытываете то удовольствие, о котором, наверное, мечтали.

— Ребята из «Ночных волков» передавали гуманитарные грузы на территорию Украины, они помогают детям из детских домов, встречаются со школьниками и рассказывают им о правилах дорожного движения. Вы недавно побывали в паломнической поездке. Подобные дела кажутся вам обязательными для того, чтобы клуб был жизнеспособным?

— Любое объединение людей должно чем-то заниматься, иначе это будет путь в никуда. Раз в год проводится объединяющие всех «Ночных волков» России байк-шоу. Но кроме того, каждый из ребят чем-то занимается у себя в отделении. Кто-то ездит в детские дома, кто-то участвует в открытии моста, как мы это делали в Саратове. Кто-то проводит такие тривиальные мероприятия как открытие и закрытие сезона. А еще — всегда есть куда ехать, и это движение есть жизнь.

Воины-покровители

— Почему прошедшее мотопаломничество «Русский путь» было посвящено памяти именно святого воина-инока Александра Пересвета? Как родилась идея?

— У меня был разговор с отцом, мы тогда рассматривали картину «Победа Пересвета» Павла Рыженко. Начали говорить о Куликовской битве и святом Пересвете. Зашли в Интернет, начали читать подробно, узнали, что 20 сентября память преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, а это ведь день рождения Саратовского отделения мотоклуба. Так мы стали думать о проекте «Русский путь». И вы знаете, путь паломничества, который идет, что называется, во Христе, начал быстро и довольно просто складываться: везде все получалось, везде нам помогали, везде отвечали «да», мы договорились об обмене иконами, о ночлеге. Нам помогли не только добрым словом, но и действием. Получалось все и в духовном, и в бытовом отношении.

Мы ведь в каждом пункте маршрута совершали обмен иконами, о котором заранее договаривались. Так вот мы спрашивали у иеромонаха Гурия (Гусева), насельника Свято Троице-Сергиевой Лавры: какую икону вам взять из Саратова? Он сказал: «Берите Николая Чудотворца». Но дело в том, что все святые, чьи образы мы с собой везли, между собой были как-то связаны, все они так или иначе имели отношение к защите русских земель, а вот святитель Николай из этого ряда, как казалось, немного выбивался. Но отец Гурий сказал, значит, нужно было так делать. Приезжаем мы на Куликово поле, идем по аллее, стоят постеры, на каждом описана отдельная история: здесь то было, там это. И на одном из постеров видим, как преподобный Сергий Радонежский, Пересвет и Ослябя стоят на коленях у дерева, на кроне которого — икона святителя Николая Чудотворца. Икона эта, оказывается, явилась Димитрию Донскому как видимый знак Божией помощи. То есть, видите, опять все сопоставилось и стало цельным.



Проповедь на колесах

— А «Русский путь» как-то связан с романтикой дороги? И в чем смысл именно русского пути?

— Мне кажется, только русский человек может понять вот эту романтику дороги, только в нашей стране это возможно, потому что она изначально самая большая, и у нас самая прекрасная природа. Да, дороги плохие, но можно купить не очень дорогую технику, на которой получится ездить и по нашим дорогам. Ничего в этом нет страшного. Мы вот проехали больше тысячи километров до Куликова поля, а потом столько же назад: холодно было, кочки везде... Но можно взглянуть и на глобальную сторону происходящего: когда ты едешь и думаешь, что везешь икону, что совершаешь какое-то историческое действие, когда 700 лет преподобному Сергию Радонежскому… 700 лет! Что в Лавре лежат его мощи, и мы к ним приложимся, как и к мощам преподобного Серафима Саровского. И вот эти все вещи очень вдохновляют.

— Своим паломничеством вы хотели что-то до людей донести? Вы стремились к популяризации «Русского пути»?

— Мы делали все это именно для того, чтобы о «Русском пути» узнали люди. Это было важно и лично для меня, хотя совершенно не нужным представлялось, чтобы меня показали по телевизору или еще что-то. Мне это даже неудобства доставляло. Но таким образом о паломничестве узнавали люди, и если хотя бы один из сотни нашел в этом что-то свое или даже что-то близкое, значит, мы не просто так ехали. Мы априори не просто так ехали, но если еще это и в других скажется.... Ведь люди в основном как видят? Видят, что в церковь идут всегда за чем-то, всегда почему-то. И идут бабушки и дедушки вроде как… А тут еще и мы ездим. А мы ведь отдаем себе отчет, что вроде как «Ночные волки» не совсем напрямую связаны с храмами, богослужениями и подобным. Но нет, мы именно связаны и очень близко. И пусть люди и эту сторону жизни увидят. И, может быть, хотя бы один человек по-новому заглянет в свое сердце.

Беседовала Мария Ковалева.

Врезка

— Я считаю, что если ты впускаешь Господа Иисуса в свое сердце, то Он направит тебя туда, где ты должен быть. В христианстве я вижу два пути: первый — тебя научили и сказали, что так «надо», второй — когда ты живешь во Христе. И такая жизнь — идеал, который всегда неизмеримо выше земной реальности.