Ключ Времени. О новогодней елке «Ночных Волков».

Ключ Времени. О новогодней елке «Ночных Волков».

Этой зимой мы с сыном снова ходили на новогоднюю елку "Ночных Волков". И снова было чудо. Передать все эмоции невероятно трудно, но я попробую.

Впечатление.



Во-первых, еще по дороге туда уже сложилось стойкое предвкушение чуда. Москва, честно говоря, Китеж мало напоминает и поводы огорчаться по пустякам тут всегда есть. Но мы ждали чуда не назло и вопреки, а просто по-детски. Это было самое настоящее предвкушение того, что произошло и, разумеется, не могло не повлиять на восприятие "по добру". Это правильно, так и надо.

Во-вторых, вся организация, все течение шоу — все прошло решительно гладко, без сучка и задоринки, без проволочек. В этом году все шоу полностью проходило на улице и перемена несомненно удачна — пауза с одеванием ребенка из клуба на улицу существенно роняет динамику. Охрана работала как обычно — незаметно, корректно и очень вежливо, подсказывая дорогу всем, кто был впервые, толчеи не было нигде. На самой арене представления все трюки проходили изумительно ровно, механизмы работали, все вписывалось в единую линию. Музыка, фейерверк, трюковые элементы — ничто нигде не запнулось, не возникло ни одной паузы. Ну, знаете, например актер может убежать вперед от сопровождения или наоборот, отстать. Или какая-то машина выедет и вдруг буксанет... Шероховатости бывают всюду, они обычно в глаза не бросаются, но замечать их – уже дело привычки. Так вот, НЕ ЗА-МЕ-ТИЛ, ни одной погрешности. Просто шок — в самом благонастроенном смысле.

В-третьих, наконец-то введены "взрослые" билеты и родители могут смотреть представление вместе с детьми. Раньше приходилось как-то разглядывать все из-за рядов, смутно догадываясь интуитивно, о чем речь.

В-четвертых, несмотря на произошедший летом в Байк-Центре пожар, это место отлично функционирует, что является неплохим дополнением вообще, в экскурсионном и отдыхательном смысле. Ну не могу я передать, как это выглядит, когда в "дубовом" зале между мощными брутальными мужиками снуют маленькие дети, непосредственно так, даже не озадачиваясь какими-то взрослыми стереотипами. И какими теплыми становятся взгляды этих вроде бы брутальных мужиков. О мотоциклистах вообще сложилось странное нагромождение штампов, половине которых пора бы на свалку, оперируя такой "теоретической базой" просто бы завис, наверное. Байкеры... и тут же дети, елочки-иголочки. Ну, вы поняли.

Представление.



Само шоу уже традиционно сюжетно базируется на все тех же персонажах, что и в прошлые годы — русских братьях, нечисти русской сказочной и нечисти нерусской реально-мифологической. Как и подобает непримиримым врагам человека, нечисть, потерпев поражение в прошлый раз, угомониться вовсе не спешит и, накопив сил, заведя полезные нечистые знакомства во враждебном забугорье, собирается вновь подпортить праздник, с выгодой для себя. Собираясь встретить Новый Год, Снегурочка просит Волчонка завести волшебным Ключом Часы Времени, чтобы все беды остались позади, а жизнь обновлялась и несла созидание и радость. Однако, пара крайне подлых во всех отношениях отечественных злыдней – Чпок и Ведьма – собираются похитить Ключ и продать за бугор в самых, что ни на есть корыстных целях. При этом, между прочим, кинув доморощенного шефа зла – Кощея, страшась, что тот, как и в прошлый раз, все испортит своим гонором, а то и отберет богатую и желанную добычу себе. Зачаровав праздник адским кольцом порохового дыма, огня и гари, злодеи похищают Ключ, вместе с Волчонком, который защищает его, вцепившись мертвой хваткой. В таком виде и продают они добычу Заморской Звезде, увенчанной головным убором, делающим ее подозрительно похожей на замаскированную статую Свободы. Продают за чемодан вожделенных баксов. Впрочем, бумага с зеленоглазыми портретами пойдет не впрок, ибо лихом добытое лихом и уйдет – страшась гнева Кощеева они сами преподнесут ему лиходеньги в откуп, а Кощей, поначалу даже праведно разгневается и тряхнет своим былым патриотизмом...

«...Что? Доллары?
Так ключ достался Чужестранцам?
Волшебный ключ!!!
Ключ времени!!!
Быть может...
Время развернётся вспять
И Чужестранцы будут диктовать?» –

Все же он сломается при виде бумажного богатства. И далее иноземное зло будет соблазнять народ, чтобы русские люди и не помышляли вернуть себе Время, променяв его на миражи сладкой жизни. Чтобы повиновались. И многие были этим ослеплены.

Тем временем иноземные злодеи Биз и Нат, сумев-таки отобрать Ключ у Волчонка, мечтают отыграть назад недавнее поражение:

Однако был провал - четырнадцатый год:
Майдан и киевский свершив переворот,
Как ни старались мы, но не смогли.
Не наши в Чёрном море корабли.
И Крым не наш. Как ни крути,
Стоит Россия на пути.
Да, надо Русь лишить свободы,
Сковать славянские народы,
Построить мир на их крови…
Кто не согласен – тот умри…
Сотрём четырнадцатый год,
Сотрём из всех календарей,
Чтоб русский дух забыл народ
И на колени встал скорей.

Зло начинает кошмарный танец огня, войны и смерти. Над народом, превращенным в алчущую толпу, реет огромная Рука Кукловода. Это, пожалуй, самое величественное зрелище во всем пятидесятиминутном шоу. Как Волки сделали эту огромную механическую пятерню, я понятия не имею. Но, вот по чести, не вздрогнуть в момент ее появления невозможно. Она шевелится и в ее тени несется марионеточная бандеровская вакханалия. Гремят барабаны и стальные бочки, в общем – полный вертеп.

Тем временем, три брата – Данила, Гаврила и Иван – преодолевают наваждение заморских денег и бросаются в погоню, выручать Волчонка и Ключ Времени. Его нужно вернуть, любой ценой. Иначе, если зло повернет Время вспять, вернутся пережитые войны, будет переписана история, будет изолгано все светлое по всей земле. Никогда зло еще не было так близко к самому страшному Армагеддону, никогда оно не было еще так сильно, так вооружено и так могущественно. По сцене ездит боевая техника. Пылая кровавыми глазами, на братьев нападает огромный стальной бычище, олицетворяющий мощь зла, которого они в итоге побеждают, взорвав новогодним праздничным фейерверком. Честно говоря, следил с начавшейся трюковой корридой с волнением, настолько уязвимо повисали каскадеры на здоровенных рогах механического ездящего чудовища.

Самым непонятным персонажем во всем шоу мне лично представляется Кощей. Будучи в прошлом странным квасным патриотом, он и теперь толкает речь, но все-таки втихаря прячет клад, заграничные бабки… На черный день, видимо, хотя куда уж чернее. Будто бы не эти бабки и приблизили этот день. Тем не менее натура, природа, все-таки берет свое. Он злодей, но он – наш злодей, таково его предназначение. Поэтому, наперекор себе, все же собирается на битву с иностранными своими бывшими коллегами, однако без подлости и тут не может: хочет выиграть ее один, сам, по-свойски заточив братьев, явившихся спросить с него за предательство. Не уверен, что победить у него получилось бы, уж больно напоминает он своими метаниями известную податливую болотистую и голосящую прослойку общества… Впрочем, не дав ему слить битву – мало ли что – братья, освободившись из плена вместе с воинами в доспехах и появившейся моторизированной стаей Волков вступают в битву со злом. В воздух взлетают мотоциклисты, снова трюки, искры, огонь… И, в час, когда не видно просвета в яростной пляске, из потока Времени над Байк-Центром появляется Лик Пересвета, несущий победу. Вырвавшийся Волчонок настигает Ната и вырывает у него Ключ Времени.

И Часы будут заведены. И вспыхнет Елка. И начнется Праздник.

Так было. И так – будет.

Наверное, можно было написать не так сумбурно, не так повествовательно. Но я не могу, пытался мудрить и понял, что излишне. Это нужно было видеть, правда. Эти образы и это действо – лучшая сказка, которую я видел в Байк-Центре за все эти годы. Практически каждая сцена – событие, она не может не вызывать ассоциаций и откликов внутри… а вот это трудно передать. Наверное, можно, но нужно много-много страниц. Так что пока оставлю так, как написал. Это было потрясающе. Впрочем, этим словом тоже нельзя передать впечатление. Детское и недетское, сказка и жизнь, быль и Время... Думаю, что взрослые были в тот вечер куда более впечатлены, нежели дети.

Секрет успеха.



Восхищений "волчьей" новогодней елке в Байк-Центре уже традиционно перепадает по полной программе практически от всех СМИ, которые находят возможность написать об этом. Это, безусловно, заслужено. Но вместо этого давайте заглянем за кулисы и немножко в прошлое. У нас же есть Ключ, так?

1. Опыт и самосовершенствование.

Несмотря на то, что новогодние елки НВ проводят не так уж и давно, с точки зрения организации, постановки и зрелищности это отнюдь не делалось "с нуля". Первые попытки вписать в организуемые Байк-Шоу элементы театральности делались еще в 1996 году, а убедившись в перспективе подобного украшения суровых праздников, Клуб уже через год учреждает собственный театр массовых зрелищ и более чем успешно обкатывает программы как у себя, так и на городских юбилейных мероприятиях Москвы. Уже тогда появляется то самое сочетание костюмированного перфоманса, пиротехники и лазерного шоу. Естественно, в сочетании с мотоциклами и прочей техникой. С масштабом представлений росло и наследие прошедшего пути: парк участвующих механизмов, отдел реквизита, декорации и конструкции — все это дает все больший простор фантазии и увеличивает возможности. Когда-то обычные фейерверки давно уже стали огненными спектаклями сами по себе, подкрепленными звуко— и видеорядом. Все это дало прекрасную возможность практически немедленно превратить задумку елок из простой идеи как минимум в сценарий, что само по себе уже программа к действию. И если кто-то видит в организации «Ночными Волками» такого, вроде бы, несоответствующего зрелища, как детский праздник — некую спонтанность, неожиданность, то лично я вижу в этом художественную эволюцию. Чисто с технической и организационной точек зрения, никаких сюрпризов тут быть не могло, просто это стало расширением творческих потребностей, благо в возможностях проблем нет. Вот решили и сделали.

2. Расшоренность и энтузиазм.

Что меня всегда приятно поражало в Волках, так это та стремительность, с которой обрабатываются новые идеи. Надо склепать особо эксклюзивный багги для шоу — да вот он! Надо сделать каскад, кольцо факелов, натянуть тросы, повесить трапецию — работа уже кипит. Из-под болгарки вырывается большой красивый сноп искр — завтра это уже часть шоу. В елках это проявилось, пожалуй, ярче всего: таких потрясающих механизмов, как змеиноголовая... даже не знаю как назвать ее... мотоштуковина — можно не искать, другой не найдете. Модифицированные средства передвижения с мотором, задекорированные самым причудливым образом, давно уже стали неотъемлемой частью праздника и его фирменным знаком. Вот так и получается: они могут сделать все, они хотят сделать все. И делают в итоге.

3. Колоссальная работоспособность.

Я сужу по тем же Байк-Шоу. Неоднократно наблюдал, как занятые подготовкой члены Клуба целыми днями что-то бесконечно проверяют, все постоянно в движении, включая Хирурга. Ему, как режиссеру, достается уж точно не меньше всех: любое представление требует предварительных прогонов, все требует ресурсов, с кем-то нужно договориться, разбирать сценарий. Хирург вообще характерен тем, что ему есть дело до мелочей, до всего, что клеится и — особенно — не клеится. Это помимо декораций, технических проверок, каких-то режиссерских корректировок. Сон по 5 часов и несколько разрядившихся телефонов — обычное дело. Я видел, как все эти заботы о Байк-Шоу заканчивались с поздней летней темнотой и возобновлялись часов в семь утра. И так пашет в такие дни весь Клуб. Хотел поначалу праздно поинтересоваться, когда они жить успевают, но вовремя понял, насколько глуп этот вопрос.

Даже не сомневаюсь, что подготовка технической базы, отработка сценария и прогоны елок ничем не легче, плюс поправка на более сложные условия в зимний период. Или возьмите тех же каскадеров, прыгающих на мотоциклах. Они прыгают каждое представление, каждый день. Плюс тренировки. Обычный человек просто по утрам приседает реже. И это видимая часть. А еще существуют многочисленные коммуникации, которые перепроверяются многократно, за каждой смотрят в оба глаза. Огонь, электричество, трюки, очень сложная пиротехника — это все не шутки, от балды такое не сделать. Представьте, попробуйте объять все это в комплексе и поймете, какая это команда.

4. Вера.

Тут иначе не сказать. Волки правда верят в то, что делают. Без веры в правое дело, в нужность и силу их общего посыла невозможно вложить столько жизни в эту сказку. Злопыхатели отпускают перлы про пиар, но эти перлы — глупость. Пиар — это нечто, что возможно после Делания, пиар — это в любом случае следствие после того, как сделано то, что пиарят, что представлено мощно и, главное, реально и материально. Но. Никаким пиаром не заставить играть от души, да и вообще делать что-то такое, что требует большой работы, вложений, самоотдачи. Путь пиара — легок, сегодня в медиаполе, сидя на диване, на пустом месте раздуть информационный пузырь ни о чем — пара проплаченных пустяков, это путь куда более легкий, если бы уж так надо было отпиариться. Но Волки не идут этим легким путем. В этом просто убедиться — придите и пощупайте руками эту сказку. Она не соврет, она — железная.

Заключение.



В этом месте стоило бы написать что-то эдакое звонкое и завершающее, некий рефрен, итог. Не хочу писать никаких итогов. Хочу, да, хочу досмотреть сказку, узнать, что же еще случится с Русью, с Данилой, Гаврилой и Иваном, с Волками и Временем. И в то же самое время понимаю, что это не получится «досмотреть». Это не имеет окончания. Жизнь продолжается. Мы — будем жить. Потом будут жить наши дети, которые смотрят сейчас сказку. Войны рано или поздно заканчиваются и люди, пусть еще не всегда доверяя друг другу, начинают узнавать друг о друге правду, отбрасывая ложь, принесенную пепельным ветром с легкой скользкой дорожки, которой ходят зло, горе и пиар на крови, это один и тот же путь, в тени, из тьмы в забвение. Только добро плодотворно, только по добру люди создают, строят и рождают следующее поколение — не для зла, а для сказки и ради были. Люди перестают видеть друг в друге врага. Ради этого стоит бороться за души.

Скоро весна. Давайте жить.
 

Дмитрий Гурыч, 2015