06.05.2018 г. международный мотомарша «Дороги Победы на Берлин 2018 г.», мотоциклисты прибыли в город Брно, Чехия, где возложили венки к памятнику красноармейцев на почетном участке Центрального городского кладбища. На котором покоится почти четыре тысячи воинов-освободителей» К акции присоединились местные жители и представители чешских мотоклубов. Так же в мероприятии приняли участие сотрудники генерального консульства России в Брно во главе с Генеральным консулом России Александром Николаевичем Будаевым.
Отступление немецких войск превратилось в настоящее бегство. Число перебежчиков росло с каждым днем, особенно много их было среди ополченцев. В результате немецкое командование разрешило офицерам применять крайние меры к дезертирам. Облавные команды прочесывали тылы. В приказе командующего 6-й немецкой армией генерала танковых войск Германа Балька говорилось, что «дезертиров ожидает смерть и позор».
Адольф Гитлер, разгневанный поражением вермахта в Венгрии, в Карпатах и в районе Братиславы, 6 апреля сменил её командующего О. Велёра на Л. Рендулича. Лотар Рендулич руководил немецкими войсками в Югославии, Норвегии и Финляндии, был командующим группами армий «Север» и «Курляндия» в Прибалтике, командовал новой группой армий «Север», преобразованной из группы «Центр». Рендулич отличился в ряде операций и считался специалистов в оборонительных операциях. Кроме того, немецкий полководец родился в Австрии, начал службу в австро-венгерской армии, после развала Австро-Венгрии служил в австрийской армии и хорошо знал театр боевых действий. Немецкое командование спешно стягивало подкрепления и надеялось остановить советские войска на серьёзном естественном рубеже — реке Морава. Чтобы затруднить продвижение Красной Армии все мосты на реке были уничтожены.
Потерпев поражение под Братиславой, немецкие дивизии под давлением войск 2-го Украинского фронта отступали дальше на запад и северо-запад. Однако операция ещё не была завершена. Перед советскими войсками находили горы и водные преграды, укрепления за которыми находился важнейший промышленный центр Чехословакии — Брно. Взятие Брно наряду со штурмом Вены стало ближайшей задачей наших войск. Брно был важным узлом коммуникаций, административным и промышленным центром, в котором располагались военные заводы «Шкода» и «Зброевка», и большой арсенал.
Стремительное наступление наших войск не позволило немцам закрепиться на Мораве. Уже 5 апреля 25-я гвардейская стрелковая дивизия из состава 7-й гвардейской армии Шумилова с ходу форсировали эту водную преграду и захватили плацдарм на западном берегу. 7 апреля конники Плиева заняли ещё один плацдарм в районе города Бржецслав. 12 апреля в районе Годонина к Мораве вышла 53-я армия Манагарова. Она в этот же день форсировала Мораву и захватила плацдарм. На следующий день армия Манагарова взяла город Годонин. Немецкие войска предпринимали отчаянные контратаки, пытаясь отбросить наши войска за реку, но без успеха. К середине апреля немецкий рубеж обороны на реке Морава окончательно рухнул. В результате были созданы предпосылки для освобождения Брненского промышленного района.
Город Брно решили взять подвижными танковыми и кавалерийскими соединениями в сочетании с фронтальным наступлением общевойсковых соединений. 16 апреля, после победного завершения Венской операции, Малиновскому вернули 6-ю гвардейскую танковую армию Кравченко. Решающую роль в операции по взятию Брно должны были сыграть 53-я армия Манагарова, 6-я гвардейская танковая армия Кравченко и гвардейская конно-механизированная группа Плиева. Эти соединения составили ударную группировку фронта. Армия Манагарова была усилена двумя стрелковыми корпусами — 18-м гвардейским и 50-м стрелковыми корпусами, в 1-ю гвардейскую КМГ Плиева включили 7-й механизированный корпус. Танковую армию Кравченко укрепили 2-м гвардейским механизированным корпусом и 83-й бригадой морской пехоты.
С взятием Брно советское командование связывало крупные стратегические планы. Красная Армия получала возможность широкого маневра по разгрому оставшихся вражеских сил. Так 2-й Украинский фронт мог выйти во фланг и тыл 1-й немецкой танковой армии в районе Оломоуца и во взаимодействии с войсками 4-го Украинского фронта уничтожить её. А главное, с захватом Брно, открывался прямой путь на Прагу.
Германское командование после потери Моравского рубежа, стремясь любой ценой удержать Брненский промышленный район, создало дополнительные оборонительные рубежи и узлы сопротивления. Были укреплены берега рек Свратка и Свитава, которые прикрывали Брно с юго-восточного, южного и юго-западного направлений. Для обороны города были выделены крупные силы: две танковые, моторизованная, несколько пехотных и кавалерийская дивизии. Гарнизон усилил бронетехникой и артиллерией. С воздуха город прикрывали истребители.
Первоначально 6-я гвардейская танковая армия Кравченко действовала на левом фланге 2-го Украинского фронта, наступая в направлении города Зноймо. В течение трёх дней танкисты вели тяжелые бои с противником в условиях сильно пересеченной местности, где было много населенных пунктов, превращенных в опорные пункты. Танковая армия ввязалась в затяжные бои за опорные пункты врага, что лишило её главного козыря — маневренности. За три упорных боев 6-я гвардейская танковая армия продвинулась всего на 15-20 километров.
В результате танковую армию Кравченко решили перебросить на помощь 53-й армии Манагарова и 1-й гвардейской конно-механизированной группе Плиева. Войска Манагарова и Плиева в это время успешно взламывали оборону противника на брненском направлении и были уже в 20 километрах от города. 21 апреля танковой армии дали указание выйти из боя и в течение двух дней скрытно перегруппироваться в полосу наступление 53-й армии. Советские войска готовились к решающему удару на Брно, который наметили на 23 апреля. 6-я гвардейская танковая армия Кравченко должна была обойти город с юго-востока, а конно-механизированная группа Плиева охватить Брно с юго-запада.
53-я армия Манагарова наступала на город с юга. В центре её боевых порядков был 18-й гвардейский стрелковый корпус генерал И. М. Афонин. Это было испытанное боевое соединение, которое прошло славный боевой путь от Курска, Киева и Днепра до штурма Будапешта и освобождения Вены. К 20 апреля гвардейцев перебросили из района Вены в Чехословакию. Для штурма города гвардейский корпус Афонина подкрепили двумя артиллерийскими дивизиями прорыва, двумя минометными и одной истребительно-противотанковой бригадами, двумя полками гвардейских минометов. На правом крыле 53-й армии, восточнее реки Свратка, на Славков и лес северо-восточнее Брно наступал 49-й стрелковый корпус генерал-майора Г. Н. Терентьева. На левом крыле армии между реками Свратка и Йиглава в направлении на западную окраину Брно двигался 50-й стрелковый корпус. 6-ю гвардейскую танковую армию планировали ввести в бой в полосе наступления 18-го гвардейского и 49-го корпусов.
Утром 23 апреля на наблюдательный пункт командира 18-го гвардейского стрелкового корпуса, который располагался около переднего края, прибыл комфронта Малиновский, с начальником артиллерии фронта Фоминым, начальником штаба 5-й воздушной армии Селезневым и другими командирами. Они должны были координировать взаимодействие войск. В 10 часов 30 минут ударили «катюши» и тысячи орудий и минометов различных калибров. Началась артиллерийская и авиационная подготовка. Советские штурмовики и бомбардировщики большими группами по 20-40 машин наносили удары по вражеским позициям. Затем при поддержке танков вперед пошла пехота.
Передний край обороны противника быстро смяли. Однако в глубине оборонительных порядков немцы оказали упорное сопротивление. Оставшиеся огневые точки вели огонь. Местами немецкая пехота поднималась в контратаки. К середине дня вся тактическая зона вражеской обороны была прорвана. Внешнее кольцо обороны Брно было взломано. Малиновский ввел в прорыв 6-ю гвардейскую танковую армию. В первом эшелоне наступали 2-й и 9-й гвардейские механизированные корпуса, во втором — 5-й гвардейский танковый корпус. Около 120 танков и самоходок шли вперед, ломая сопротивление врага.
Утром 24 апреля советские танкисты вышли на ближние подступы к городу. Второй эшелон армии — 5-и гвардейский танковый корпус, начал сражение за восточную и юго-восточную окраину Брно. Сражение было ожесточенным. Немцы, опираясь на развитую пригородную, городскую и промышленную инфраструктуру, оказывали яростное сопротивление. Немецкие войска переходили в контратаки, бросали в бой все оставшиеся резервы, включая танкистов-курсантов, цеплялись за каждую позицию, высоту. Бои шли не прекращались и ночью. На подступах к Брно гвардейская танковая армия потеряла четверть машин. Командование армии провело перегруппировку сил и создало новый ударный кулак из частей 5-го танкового и 9-го механизированного корпусов.
Тем временем 1-я гвардейская конно-механизированная группа Плиева успешно развивала наступление и обходила Брно. 25 апреля к городу вышел 18-й гвардейский стрелковый корпус. Штурмовые группы ворвались на окраину Брно, начались жестокие городские бои. Советская пехота вышла к реке Свитава. С помощью подручных средств реку форсировали бойцы 109-й стрелковой дивизии, за ней Свитаву пересекли 317-я, 52-я и 243-я стрелковые дивизии.
26 апреля советские танкисты и пехота прорвались к центру города. Тем временем 2-й гвардейский мехкорпус армии Кравченко вышел к северо-восточной окраине Брно, а конно-механизированная группа Плиева на юго-западную и западную окраины города. В результате наши войска отрезали врагу пути отхода из Брно. К концу дня город был полностью очищен от гитлеровцев.
Москва отметила эту победу торжественным салютом, а Родиона Малиновского наградили высшим советским полководческим орденом Победы. Звание Героя Советского Союза получили командующий артиллерией фронта Фомин, командармы Манагаров, Горюнов, командиры корпусов Афонин, Григорович, Осташенко, Свиридов, Ахманов